26 апреля 1986 года – это день, который навсегда останется в нашей памяти. Чернобыльская АЭС будет ещё долго оставаться трагическим символом техногенных катастроф, разделивший ход истории на «до» и «после».

Тысячи людей столкнулись с ранее неизвестным и неизученным врагом, не представляя возможных последствий для себя лично, не зная, что ждёт их завтра. Именно в те дни появились те, кого в последствии мы стали называть «ликвидаторами» Чернобыльской аварии.

В ходе восстановительных работ необходимо было обеспечить круглосуточное возведение объекта «Укрытие» над разрушенным реактором, а значит была потребность в ночном освещении разрушенного реактора и прилегающей территории.

Тогда и встал вопрос, на чём можно было бы установить осветительные прожекторы? Если сооружать специальные мачты, то на это требовалось дополнительное время и они бы загромоздили строительную площадку. Если их расположить дальше, то освещение было бы не таким эффективным. Тогда одному из специалистов пришла идея установить освещение на привязном аэростате и поднять его над строящимся саркофагам. Из Долгопрудного были вызваны инженеры воздухоплавательной техники.

Им предстояло проделать работу, которая не была прописана ни в одном учебном пособии. Место вокруг саркофага было полностью забито строительной техникой. В этих условиях предстояло развернуть аэростат длиной 33 метра. К тому же стояла ветреная погода и высота подъёма составляла всего 150 метров. Привязной аэростат ДКБА, с мощными 40-киловаттными лампами как люстра висел над четвертым энергоблоком. По ночам в его немеркнущем свете продолжали сооружать защитное «Укрытие», а днем его отводили в сторону, на стоянку, чтобы он не мешал вертолетам. Когда работы подошли к концу, оболочку аэростата захоронили. К ноябрю 1986 года саркофаг был полностью построен. На его строительство ушло 400 тысяч кубометров бетонной смеси и 7000 тонн металлоконструкций.

Мы скорбим по погибшим, чтим память тех, кто ценой своего здоровья и жизни остановил распространение радиационного загрязнения. Их подвиг не будет забыт. 

Пусть авария на Чернобыльской АЭС остаётся не только техногенным предостережением, но и напоминанием о силе человеческого духа, способного противостоять даже самым страшным испытаниям.